Знаете ли Вы, что такое модульные туалеты? Возможно, но скорее всего в общих чертах. Не поверите, но граждане СССР о них не знали совсем. В то время в городах туалетами были основательные, капитальные сооружения, построенные на земле или под землёй. Но наступили 90-е годы и часть привычных туалетов закрыли. А ещё часть превратили в магазины или питейные заведения. И туалетов стало остро не хватать. И тогда наступила эра «синих кабинок» — мобильных пластиковых туалетов, которые можно перевозить и быстро устанавливать в любом месте. Когда кабинок стало много – оказалось, что заменить нормальные туалеты они никак не смогут. В них нет света, отопления, нормальных унитазов, нет возможности помыть руки. , И если они и могут быть полезны, то на массовых мероприятиях или на строительных площадках. И встал извечный вопрос: «Что делать?» Как решить туалетную проблему? Казалось бы, лучшим вариантом могло быть строительство новых, современных стационарных туалетов. Но вот беда — эти туалеты требуют наличия коммуникаций (водопровод и канализация), которые во многих местах либо отсутствуют, либо перегружены и к ним невозможно подключиться. К тому же современные города как живой организм – прирастают новыми домами, районами — и места, где туалеты необходимы, часто меняются. Было необходимо более гибкое и экономичное решение. И этим решением явились передвижные модульные туалеты, которые могут предоставить услуги, сравнимые с стационарными туалетами, и вместе с тем не требуют подключения к канализации и водопроводу. В Москве первые модульные туалеты появились в начале 2000-х. На первых порах они были несовершенны, порой уродливы. В городе они устанавливались случайным образом, главным образом в местах, где их владельцы могли заработать побольше. Но в любом случае они были комфортнее пластиковых кабинок, там уже было освещение, отопление, привычные унитазы, умывальники для рук. Тема модульных туалетов получила развитие в 2013 году в Москве. В столице попытались объединить их в единую структуру: расставить по округам и районам согласно отраслевой схеме, учитывающей реальную потребность в туалетах, определить, как они должны выглядеть и как быть оборудованы. Для того времени это был серьёзный шаг вперёд. По всей Москве стали устанавливать более современные, аккуратные модули, в которых можно было получить качественные туалетные услуги. Но любое доброе начинание не бывает без проблем. Туалеты мало построить и установить. Их нужно качественно обслуживать, иначе они будут грязными и неухоженными, туда будет неприятно даже заходить. И заниматься этой проблемой должны не частные предприятия, для которых главная цель — прибыль, а власти города, для которых общественные туалеты – часть социальной структуры, определяющей имидж столицы. В Москве это поняли пять лет назад, что позволило привести модульные туалеты в порядок и наконец содержать в нормальном состоянии. Вместе с тем многие проблемы остались и с годами дали о себе знать. На сегодняшний день в Москве около 300 модульных туалетов. Многие из них эксплуатируются больше 6 лет. Дизайн модульных туалетов однообразен и явно устарел. Период амортизации модулей заканчивается, их технические и эксплуатационные возможности значительно снизились. Наружная облицовка модулей изношена и требует замены, что экономически уже нецелесообразно. В большинстве модулей нет кабин для инвалидов, а в имеющиеся часто невозможно попасть – пандусу установить невозможно, а перед дверьми могут быть препятствия, например бордюры. В кабинах для МГН не хватает поручней, часть оборудования и аксессуаров установлено неудобно для пользователей. Вывод один – необходима замена большинства модулей. Но какими туалетами их лучше заменить? В последние 2-3 года в Москве эту проблему понемногу начали решать. Установлена пара десятков модульных туалетов нового дизайна. Мы посетили несколько из них. Внешне новые модули более привлекательны и лучше соответствуют архитектурному стилю города. В них более современное оборудование и интерьеры. Однако, зайдя внутрь модулей стало ясно, что они не отвечают ни эргономическим требованиям, ни действующим нормативам оборудования кабин для инвалидов. Туалетные кабины узкие, в общих помещениях сложно пользоваться писсуарами и раковинами. А инвалиды — колясочники вообще не смогут воспользоваться туалетом – ни на пандусе ни в самой кабине на коляске невозможно развернуться. Чтобы избежать подобных ошибок, проектировать модульные туалеты и утверждать их планировки должны специалисты, хорошо знающие соответствующие требования и действующие нормативы. Модульные туалеты должны быть не только привлекательны внешне, но и удобны в эксплуатации для всех категорий граждан. Городу необходимы современные модули и именно они смогут решить проблему с дефицитом общественных туалетов. Другой вопрос – какими всё-таки они должны быть, чтобы их услугами посетители были довольны? Вопросы к нашим читателям: Нравятся ли Вам модульные туалеты в Москве? Как на Ваш взгляд должны выглядеть городские современные туалеты? Владимир Приоров |