??????.???????

II Российский туристический форум «Путешествуй!». Итоги.

II Российский туристический форум «Путешествуй!»

7 августа 2022 года на ВДНХ завершился II Российский туристический форум «Путешествуй!»

За 4 дня прошло более 100 мероприятий, посвященных развитию туризма в России: деловые сессии с участием представителей власти и туристического бизнеса, презентация национальных туристических маршрутов, отраслевая выставка, знакомящая гостей с потенциалом регионов, а также мастер-классы, дегустации, культурные события.

Форум посетили более 50 000 человек.

Участие в деловой программе форума «Путешествуй!» приняли более 200 спикеров. На форуме «Путешествуй!» были масштабно представлены 20 российских регионов. На площадке кулинарных-мастер классов «Гастрономическая карта России» прошло 11 мероприятий с участием ведущих поваров со всей страны.

На одной гостеприимной площадке представлены безграничные возможности российских регионов, от известных маршрутов для путешествий до необычных форматов, набирающих популярность: глэмпинг, автотуризм, гастрономические туры и экопоходы, образовательный и медицинский туризм и многое другое.

Организатором форума выступил Фонд Росконгресс.

Соорганизаторы – Федеральное агентство по туризму и ВДНХ.


5 августа в рамках Форума проходил открытый диалог по теме: «Придорожный сервис: новые форматы туристической инфраструктуры»


Модератором диалога был Денис Терехов, основатель экспедиционного проекта iKumena, член Русского географического общества, автор и ведущий телеканала «Мир».

II Российский туристический форум «Путешествуй!»

В диалоге участвовали:

  • Герберт Ромберг, основатель компании «Международный транспортный сервис»;
  • Андрей Коледа, генеральный директор группы компаний «Приладожье»;
  • Светлана Верещагина, руководитель проектной инициативы по развитию придорожного сервиса в Республике Башкортостан;
  • Ольга Василенко, представитель Красноярского края;
  • Марсель Измайлов, управляющий партнер компании IFK Hotel Management;
  • Ирина Карплюк, директор компании «СПЕКТР-НН»;
  • Мирон Беликов, коммерческий директор ЗАО «ПИЛОР»;
  • Владимир Приоров, владелец портала «Туалет.Pу».

открытый диалог по теме: «Придорожный сервис: новые форматы туристической инфраструктуры»


Видеозапись открытого диалога «Придорожный сервис: новые форматы туристической инфраструктуры»:



Полный текст выступление Владимира Приорова:


открытый диалог по теме: «Придорожный сервис: новые форматы туристической инфраструктуры»


Туалеты на автодорогах, проблемы и решения.


Кратко опишу своё видение ситуации с туалетами на дорогах. Какие возможно дать рекомендации по построению там туалетной инфраструктуры. Какие существенные проблемы этому могут помешать.

Туалетов на автострадах мало. Единой концепции построения там туалетной инфраструктуры никогда не было. Нет даже методических рекомендаций – как организовать туалетные услуги, какие и на какой удаленности между собой устанавливать туалеты. В каждом регионе, на каждой автодороге, решают эти вопросы по-своему.

Пара примеров:

 

«Автодор». Дорога «М3». В 2019 году там были установлены автономные туалетные модули. Места установки определили просто — туалеты привязали к остановкам общественного транспорта, сделав в одном с ними стиле. Качество туалетов мягко говоря оставляет желать лучшего. Впрочем,  на бесплатной автодороге и за такое спасибо.

 

На платных автодорогах модульных туалетов больше и они, как правило, сделаны получше. Дорога М-11 «Москва – Санкт-Петербург». Модульные туалеты есть при каждой автозаправке и на каждом объекте придорожно сервиса. Удивляет только, что везде стоят разные модели, как по внешнему виду, так и по качеству изготовления. Ни о каком едином стиле объектов и речи нет.  Не исключаю, что первоначально задача была иной, но заказали аналоги у разных подрядчиков. И неважно каков результат, главное подешевле.

Но это ещё лучшие образцы, вдоль многих автодорог до сих пор функционируют привычные туалеты с выгребными ямами. Снаружи некоторые неплохо смотрятся, главное не заходить внутрь.

В чем причина низкого качества туалетного сервиса на автодорогах.

Во-первых — в отсутствии заинтересованности.

Туалетами занимаются структуры, для которых на первом месте стоит ремонт и эксплуатация жилищного фонда, строительство дорог, благоустройство. При этом на туалеты средства выделяются по остаточному принципу. Я имею в виду не только туалеты на автодорогах, но и городские туалеты.

Во-вторых — в отсутствие качественной нормативной базы.

В России большая часть действующих нормативов, касающихся туалетов,  разработана в СССР или основана на актах советской эпохи. Последующие обновления носили скорее декоративный характер и никак не улучшили качество документов.

В России больше 15 лет массово производятся модульные туалеты. Однако до настоящего времени нет нормативов, определяющих допустимые объемно-планировочные решения, параметры санузлов, функциональные зоны сантехнических приборов. Проще говоря – как сделать планировку и комплектацию туалетов эргономичной и удобной для посетителей.

Базис для таких нормативов давно разработан специалистами МАРХИ,  но на этом всё и остановилось. В результате модули проектируют кто во что горазд. Даже в Москве установлены модули, которыми пользоваться полноценно не просто неудобно, а невозможно.  Если в мужское отделение зайдут 3 — 4 человека,  к трем писсуарам одновременно им не протиснуться, руки мыть также неудобно. Туалетные кабины такие короткие, что  нормально воспользоваться унитазом можно только с приоткрытой дверцей.    В женском отделении ситуация аналогичная, в Бутово такие модули даже окрестили  «кабинки для покемонов».

В части обустройства кабин для инвалидов нормативы более качественные,  но и они часто не исполняются. На этом примере видно, что пандус к инвалидной кабине сделан так, что инвалид на коляске не сможет развернуться, чтобы заехать в туалет.

Немного отвлечемся.

Несколько лет назад агенство Синьхуа обидело наших чиновников, сообщив, что в Китае многие туалеты низкого качества, почти как в России. На тот момент по туалетам у нас был почти паритет.  Сегодня Китай серъёзно опережает Россию в решении туалетных проблем. Связано это с тем, что туалеты у них не в ведении   Департамента коммунального хозяйства, а Министерства культуры и туризма,  у которого прямая заинтересованность в качестве всех направлений сервиса в стране.

Начиная с Олимпиады в Пекине в Китае реализуется седьмая по счету туалетная революция, с ориентацией на удобства для всех категорий граждан.

В Китае с 1 июля принят новый формат общественных туалетов.  Наверняка те мужчины, у кого есть маленькая дочка, сталкивались с проблемой, как с ней зайти в мужской туалет? В Китае для тех, кто сопровождает в туалет детей, своих пожилых родителей или инвалида, теперь есть услуги  «третьего» туалета.  

О видах туалетов на автодорогах.

Так как в большинстве мест у автодорог сложно подвести инженерные коммуникации (кроме электричества),  чаще всего там устанавливают автономные туалеты.

Но есть один нюанс. На трассах большой протяженности эксплуатация  автономных туалетов в значительном удалении от ближайшего города будет неоправданно дорогой.

Идеальной замены автономным туалетам нет, но можно предложить альтернативные туалеты, для обслуживания которых не требуются специалисты высокой квалификации. Что особенно важно для удаленных районов, где таких специалистов просто не найти.

Один из удачных вариантов – туалеты на базе Clivus Multrum, хорошо себя зарекомендовавшей   как  надежная, удобная и безопасная компостная система. Такие туалеты не требуют частой откачки, могут работать как от электросети, так и на солнечной батарее. Ток от батарей используется для освещения и питания вентилятора.

Однако эти туалеты не учтены в отечественных нормативах.  Потребуется внести туда дополнения, допускающие использование на автодорогах туалеты с компостной системой сбора и переработки стока.

Если же не отходить от существующих нормативов, то в качестве альтернативы автономным туалетам можно предложить кассетные туалетные кабины. Для их обслуживания достаточно велоприцепов и складов для хранения кассет и переработки отходов. Подобные сервисные структуры, основанные на электровеломобилях, есть сегодня в Европе, например клининговый стартап UpSteam в Норвегии и Эстонии.

Скептики могут возразить, что подобные туалеты — хорошая мишень для вандалов. Их будут скорее портить, чем ими пользоваться. Но психология людей с годами меняется. Простой пример: автобусные остановки с стеклянной облицовкой даже Москве лет 20-30 назад также были фантазией, а сегодня распространены и не сильно страдают от вандалов.

Какими хотелось бы  видеть туалеты придорожного сервиса:

  • Комфортными – с удобной эргономичной планировкой, современным оборудованием.
  • С антивандальными облицовкой и оборудованием.
  • С возможностью адаптации дизайнов интерьера и фасада в соответствии с запросами Заказчика.
  • Вариативными в зависимости от наличия инженерных коммуникаций: автономными, полуавтономными или сетевыми.
  • С низкими затратами на обслуживание.
  • С надежной системой безопасности (санитарной, конструктивной — для автономных туалетов — надежная  система контроля заполнения и опорожнения емкостей, распознавание утечки воды по нескольким параметрам, функцией дистанционного оповещение о любой аварии, привязкой места установки модуля к онлайн-карте с оптимизацией маршрутов следования сервисных бригад).

 Выводы:

  • Поскольку Многие туалеты устанавливаются отдельно от сооружений придорожного сервиса, нужна отдельная туалетная инфраструктура.

Для её создания необходимо:

  • Разработать принципы расстановки туалетов вдоль автодорог (один из примеров – туалеты на трассе М3) по регионам.
  • Туалетную инфраструктуру разрабатывать с учетом природно-климатических условий и режимов эксплуатации в регионах.

В соответствии с этими условиями должны приниматься  конструктивные решения, обеспечивающие комфортные условия эксплуатации, надежность, прочность и долговечность изделий.

  • Определить порядок привязки объектов туалетной инфраструктуры при их установке в местах размещения объектов (сооружений) придорожного сервиса.
  • Разработать базисные виды планировок, рекомендации по экстерьеру и интерьеру модулей. На мой взгляд было бы удачнее, если для каждой автострады, хотя бы на платных дорогах,  был продуман свой стиль дизайна придорожных объектов.
  • Предусмотреть возможность установки на автодорогах в дополнение к туалетам писсуарных блок-модулей. Закрытых.
  • В туалетах, размещаемых рядом с объектами придорожного сервиса, расширить перечень предлагаемых услуг. Как вариант возможно перенять опыт Японии, где в туалетах на трассах устанавливают самые простые вариант сидений с функцией биде, стулья для малышей, полки для телефонов, в женском туалете оборудуют комнаты для переодевания, устанавливают вендинговые автоматы с минимально необходимыми туалетными принадлежностями.

Казалось бы, зачем в туалетах такая роскошь, как функция биде. Но у нас в стране помимо женщин, которым это необходимо, в подобных туалетах нуждаются миллионы мусульман, у которых иные гигиенические традиции. А установка вместо биде гигиенической душевой лейки – это всегда сырость и грязь в помещении.

Ориентиры не простые, но если мы хотим иметь современное качество туалетного сервиса на автодорогах, то нужно к ним стремиться.  

error: Копирование запрещено