??????.???????

Журнал «ПРОФИЛЬ». Бизнес по нужде

Бизнес по нужде

Журнал «ПРОФИЛЬ» от 24.06.2015.

автор Екатерина Буторина

Туалетные кабины

Глобальной называет проблему с общественными туалетами в стране Союз архитекторов России, который в конце минувшей недели провел первую и пока единственную в своем роде международную выставку в Москве Toilet & Cleaning Expo 2015. С этим мнением согласились и опрошенные «Профилем» эксперты – общественные деятели и предприниматели.

В то время как во многих городах мира общественные туалеты являют собой образец современной архитектуры и даже стали достопримечательностями, в России нужду справляют, в лучшем случае, в ставших уже традиционными «синих кабинках», а то и вовсе по старинке – в кустах да подъездах.

Анализ обеспеченности жителей г.Москвы туалетами

Ни одна из городских программ пока не эту нужду полностью не удовлетворила, практически лишены доступа в туалеты инвалиды. А новый Земельный кодекс сильно снизил интерес предпринимателей к этой теме. Правда, туалетному бизнесу удалось избежать драконовского закона о повышении налогообложения на малый бизнес, и теперь он даже метит на почетное место в готовящемся законопроекте о социальном предпринимательстве. Не будет туалетов – не будет и развития туризма, за который так ратуют власти, отмечают в Союзе архитекторов. Понимают это и чиновники. Чтобы обсудить ситуацию с городскими туалетами вместе с предпринимателями, представителями общественных организаций, художниками и архитекторами, на выставку приехали делегации региональных департаментов ЖКХ и экономического развития Архангельской, Волгоградской, Иркутской, Нижегородской областей, Республик Татарстан, Тыва, Дагестан и Чечня.

«Проблема с организацией общественных туалетов есть по всей стране, она глобальная и не решается, — сказали «Профилю» в Союзе архитекторов. – Попробуйте загуглить «проблемы с туалетами в…», результат поиска выдаст все крупные города России. Нормальных туалетов, цивилизованных — с подводом воды, отводом нечистот, почти нет». Сколько всего общественных туалетов в стране, сказать сложно – таких данных просто нет. Статистику города ведут самостоятельно, хотя и ее тоже не всегда просто отыскать. Поэтому в Воронеже, например, на общественных началах было создано мобильное приложение «Туалеты Воронежа», где можно не только найти туалеты (а их больше сотни) на карте, но и посмотреть, платные они или бесплатные, узнать их рейтинг, поставить свою оценку.

В Москве на данный момент 282 стационарных бесплатных общественных туалета, в Санкт-Петербурге к концу этого года обещают довести их количество до 157, в Екатеринбурге – всего 7. А в Калининграде их не будет, потому что нет в этом смысла, считает мэр города Александр Ярошук. О том, что строительство стационарных туалетов вестись не будет, он заявил еще весной прошлого года и предложил не горожанам не стесняться и ходить по нужде в кафе, рестораны и торговые центры. Владивосток, напротив, впервые за десятилетия приступил к строительству стационарных туалетов в 2012 году – пара десятков таких уже появилась в уличных подземных переходах, парках и скверах. В Томске 50 общественных туалетов. Если эти цифры перевести в количество туалетов на душу населения, то получится, что в Москве, например, на один туалет приходится очередь в 43 253 человека, это если условно в этой очереди не стоят гости столицы.

Для сравнения, в Лондоне эта статистическая очередь короче в десятки раз – 1296 человек на один городской туалет (всего там 6094 туалетов), в Пекине – 2142 (7700 туалетов), в Берлине – 727 человек (6600 туалетов). Выходит, нужда в туалетах действительно острая.

Отхожая история

Впрочем, если сравнивать с началом XX века, ситуация с отхожими местами в России улучшилась значительно. В 1917 году в Петербурге 40% улиц не имели канализации, в Москве этой роскоши были лишены две трети домов. А по всей России только 11 из 1063 городов и населенных пунктов имели сплавную канализацию. Считается, что первый общественный туалет в России был построен в Петербурге в 1871 году, у Михайловского манежа. Но в основном, пионерами в этой области были железнодорожники, которые устанавливали санузлы почти на всех крупных станциях.

Один такой туалет 1913 года постройки был снесен Западно-Сибирской железной дорогой (филиал ОАО РЖД) в апреле этого года в Новосибирске, на станции Новосибирск-Южный. Каменные здания вокзала и туалета были выполнены в едином архитектурном стиле, но железнодорожники сочли, что туалет на соответствует санитарным нормам и находится в аварийном состоянии. Памятник туалетной архитектуры заменили новыми санитарно-гигиеническими комнатами.

В 30-е годы прошлого века многочисленные военные парады побудили советскую власть вплотную заняться строительством общественных туалетов, так как к тому времени и сами участники этих парадов и толпы зрителей в отхожие места превращали подъезды всех окрестных домов. К концу эпохи СССР в каждом крупном городе было по несколько десятков бесплатных туалетов, находившихся в ведомстве местных коммунальных служб. А первый платный туалет появился во времена перестройки на Белорусском вокзале, стоимость одного посещения составляла 10 копеек.

После развала Советского Союза общественные туалеты попали под приватизационную программу. Многие из них превратились в кафе и магазины, а два бывших туалета в Москве (на Варшавском шоссе и площади Белорусского вокзала) стали отделениями милиции. «В 90-х общественных туалетов не было даже в летних кафе, — вспоминал в разговоре с «Профилем» гендиректор петербургской компании по производству и продаже туалетных модулей «Биоэкология» Валерий Гвоздев. – «Зачем нам туалеты, если поблизости есть кусты?», — спрашивали меня хозяева этих заведений».

Бизнес-подход

Свое дело Гвоздев начал в 1997 году. И тогда ему приходилось лично обходить питерские кафе, отыскивая потенциальных заказчиков на покупку биотулетов, которые он закупил в США. Собственно, в поездке по этой стране и появилась идея бизнеса. «Она напрашивалась сама собой: почему у них есть такие туалеты, а у нас в Санкт-Петербурге, где постоянно проводятся массовые мероприятия, этого нет», — рассказывал Гвоздев. Тогда, в 97-м он закупил 100 кабинок стоимостью примерно $600 каждая, но почти год они пролежали на складе – не было клиентов. Постепенно дело пошло. «Как только первое кафе купило у нас туалетный модуль, владелец соседнего тут же захотел такой же. У него посетители выпивали только бутылку пива и шли к конкуренту с удобствами», — пояснил предприниматель.

Начало «нулевых» Гвоздев считает самым удачным периодом в своем бизнесе: «Произошло это только благодаря городским органам власти, которые поддержали предпринимателей». Вслед за кафе, туалеты стали ставить в парках, потом очередь дошла до строек, которых заставили заменить выгребные ямы на биотуалеты санитарные службы.

Журнал Профиль

Экстравагантные туалеты Голландии

В Москве еще в начале 90-х городские власти обязали все кафе, рынки и стройки обзавестись туалетами, и «синие кабинки» мгновенно распространились по всему городу – от Красной площади до окраин.

«В 90-е туалетов стало остро не хватать, и к миллениуму наступил пик, — рассказал «Профилю» Эксперт портала Туалет.Ру Владимир Приоров. — К 2000 году начали активно завозить пластиковые кабинки. Проблема дефицита туалетов частично была снята». Попытку радикально решить проблему предприняли в 2012 году. Департамент столичного ЖКХ провел конкурс, выделив 1260 мест под установку современных туалетных модулей, которые впоследствии из-за своего внешнего, золотистого цвета, вида получили прозвище «золотые туалеты». Однако не все пошло гладко. «Такого типа туалеты очень тяжело окупаемы, на это понадобилось бы лет восемь. Их себестоимость примерно 1,2–1,5 миллиона рублей. Окупить их можно было только за счет платы за посещение, но поднять ее на максимальный уровень невозможно. Если люди привыкли платить по 25–30 рублей, то 50 уже не будут платить».

Все 1260 мест должны были быть заняты еще к концу 2013 года, но в итоге в эксплуатацию ввели только 200. Да и те постоянно ломались. «Но Москва поняла свою ошибку, и, по моим данным, в ближайшее время устраивают новый конкурс, и около 100 туалетов типа «золотых» будут делать уже за счет городского бюджета», рассказал эксперт Туалет.Ру.

Деньги не пахнут

В то время как предприниматель Гвоздев выступал в Москве на выставке туалетов, его продукцией активно пользовались на Петербургском международном экономическом форуме, куда биотуалеты компания поставляет уже традиционно. Бизнесмен не раскрывает цифры годового оборота «Биоэкологии», но говорит, что с начала предприятия они «выросли в десятки раз». Вместе с властями города Гвоздев участвует и в установке стационарных туалетов по специальному проекту, утвержденному питерскими архитекторами.

Но, признается предприниматель, если бы ему предложили такой проект сейчас, он бы отказался. И дело не только в нынешнем экономическом кризисе. Основной помехой для предпринимателей стали новые нормы Земельного кодекса. Согласно их требованиям, местные власти на конкурсной основе выделяют в аренду земельные участки на срок от одного года до трех лет. Как объясняет Гвоздев, получается, что любой частный стационарный туалет спустя год после установки нужно закрывать, принимать участие в новом конкурсе, потом (если конкурс выигран) оформлять документально и открывать заново. К этому моменту уже начинает приближаться срок нового конкурса.

В итоге, из 100 запланированных стационарных туалетных модулей работают лишь 20. «Деньги не пахнут» — эта крылатая фраза римского императора Веспасиана, обложившего налогами собираемую из общественных туалетов мочу, вспомнилась многим в ноябре прошлого года, когда в Госдуме начали обсуждать законопроект об обложении малого бизнеса новыми налогами в пользу муниципальных бюджетов. Инициатива исходила от премьера Дмитрия Медведева, но при этом он говорил только о четырех видах деятельности – общественном питании, гостиничном бизнесе, пассажирских перевозках и торговле.

Депутаты этот список расширили до 22 видов различных услуг. Муниципалитетам разрешили снижать установленную федеральным законодательством ставку вплоть до нуля или, наоборот, повышать ее, максимум в 10 раз. Для туалетов, например, определили ставку в 300 тыс. рублей в квартал, и местные власти могли увеличить ее, соответственно до 3 млн рублей. При этом в городах федерального значения – Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – поправки вступают в силу с 1 июля этого года, в остальных регионах – с 1 января будущего. В бизнес-среде это вызвало настоящую панику. С протестом против такого увеличения налогового бремени выступили уполномоченный по защите прав предпринимателей в РФ Борис Титов, общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», общероссийская общественная организация «Деловая Россия».

Малый бизнес – не «дойная корова», в частности, сказал Титов и подчеркнул его социальную значимость: создание рабочих мест, обеспечение населения самыми необходимыми товарами и услугами. Протест возымел эффект – в принятом в конце ноября законе остались только малые предприятия и индивидуальные предприниматели, занимающиеся торговлей.

По социальной нужде

Кроме того, что туалетный бизнес избежал весьма неблагоприятной перспективы с налоговым законодательством, вскоре он может оказаться в списках наиболее поощряемых государством видах деятельности. Речь идет о законопроекте о социальном предпринимательстве, который должен быть подготовлен к рассмотрению парламентом до конца текущего года.

На необходимость усиления роли малого бизнеса, в том числе и в этой сфере в апреле этого года на заседании Госсовета обратил внимание президент Владимир Путин. Пока разработчики спорят о том, как сформулировать сам термин «социальное предпринимательство» и какие виды деятельности будут под него подпадать.

Одним из препятствий передачи тех или иных социальных функций государства в частные руки является высокая степень ответственности. Поэтому власти не торопятся отдавать в частные руки те же детские сады, например. Однако в случае с отхожими местами, этого препятствия, очевидно, не должно возникнуть, и уже сейчас общественные туалеты рассматриваются в качестве одного из вероятных кандидатов на роль социального предпринимательства.

Эту идею поддерживают сообщества инвалидов. «Ситуация с туалетами ужасная, пожаловался «Профилю» соучредитель общественной организации инвалидов Подмосковья “Колесница”, член совета по делам инвалидов при председателе Совета Федерации Игорь Гундеров. Мы часто видим биотуалеты в различных парках, уличных мероприятиях, но таких кабинок, куда мог бы заехать инвалид на коляске, мы не встречаем. А я, например, человек активный, езжу на всякие мероприятия, концерты, выставки».

Гундеров также считает, что на уровне столиц проблема с туалетами решена лишь частично. «Во всевозможных выставочных центрах часто присутствует чисто российская глупость, — говорит он. — Ты подъезжаешь к инвалидному туалету, а он закрыт на ключ. Выяснял этот вопрос с различными администрациями. Они говорят, что, к сожалению, в инвалидных туалетах часто курят и безобразничают». Активист попытался поднять эту проблему на уровень губернатора Подмосковья Георгия Полтавченко, написал ему письмо о том, что все парковые зоны должны быть оборудованы туалетными модулями с инвалидным доступом и пеленальными столиками.

«Это мировая практика, — объясняет Гундеров. — Я был в Лондоне и в Сочи на Паралимпийских играх и во всех общественных уборных в обязательном порядке были пеленальные столики и инвалидный туалет. К этому надо стремиться». Ответ от губернатора пришел. «Он написал, что согласен и что они будут работать в этом направлении», — пересказал его Гундеров. Впрочем, и сам общественник не собирается сидеть сложа руки, и 24 июня вместе с коллегами по «Колеснице» собирается устроить в подмосковной Ивантеевке «рейд народного контроля», проверять доступность различных объектов для инвалидов. Не останутся без внимания и туалеты. «О результатах этих рейдов я буду докладывать лично губернатору, потому что вхожу в координационный совет при правительстве Московской области», заявил Гундеров.

А затем он намерен вплотную заняться пляжами. «На сегодняшний день инвалиды получают массу путевок в санатории Анапа, Сочи и так далее, говорит он. Люди идут купаться, а переодеться и в туалет сходить им часто негде. На прошлой неделе я был на пляже в Строгино. Стоит десять кабинок для переодевания, но въехать на коляске туда невозможно. Где мне плавки поменять?».

 

error: Копирование запрещено