??????.???????

«Москва FM». Интервью c экспертом портала Туалет.Ру.


Москва фм

О сети общественных туалетов в Москве.

9 ноября 2020

Комната матери и ребенка в Зоопарке

В Москве решили развивать сеть общественных туалетов. В бюджете на эти цели заложена рекордная сумма  — 2 млрд. рублей. Всего за 3 года на совершенствование туалетной инфраструктуры власти города планирую потратить почти 6 млрд. рублей. Так называемые золотые модульный туалеты стоят от 1,5 до 2,0 млн.руб. за 1 штуку. То есть на выделенные средства возможно установить в Москве порядка 1300 модулей.

Достаточно этого или нет мы сейчас обсудим с владельцем портала Туалет.Ру  Владимиром Приоровым.

Зачем понадобилось обновлять туалетную инфраструктуру в Москве именно сейчас, когда пандемия, нет туристов и наверно вполне достаточно тех кабинок и общественных туалетов, которые есть?

Ситуация несколько иная. Согласно отраслевой схеме размещения общественных туалетов, утвержденной в 2012 году и последующих постановлениях правительства Москвы, в городе планировалось установить более 1200 модульных туалетов (так называемых «золотых» туалетных модулей). По факту за 7 прошедших лет установлено не более 400 модулей, реально эксплуатируется около 300 модулей.

В чем причина?

Все расходы на изготовление, доставку, установку и подключение, а также  согласования мест установки и подключения модулей к коммуникациям, были переложены на плечи инвесторов – владельцев данных туалетов. Город выделяет места согласно отраслевой схеме и предоставляет их под туалеты на условиях аренды.

Разве это не выгодно бизнесу?

Туалетный бизнес был прибыльным в 90-е годы, когда устанавливались дешевые пластиковые кабинки, стоимость которых сегодня от 13 000 руб. В 90-е в ценах того времени они были немного дороже,  но в любом случае в качестве платных туалетов они окупались быстро, примерно за 2-3 месяца.

Модульные туалеты стоят не менее 1,5 млн.рублей, для их окупаемости может потребоваться 7-8 лет. Установка и эксплуатация модулей связана с значительными текущими затратами. Начиная с согласований мест установки и подключения коммуникаций (для сетевых модулей), расходов на ежедневный клининг и текущий ремонт, которые на порядок выше затрат на обслуживание пластиковых кабин.

Оплата модулей производится через терминалы, операторов в модулях нет.  Полиция их не охраняет, ссылаясь на то, что туалеты частные, а не муниципальные. Модули не защищены от вандалов,  зимой — от нашествия ночующих там бомжей. Также значительный естественный износ оборудования и поверхностей зданий. Через 7-8 лет модулям как минимум требуется капитальный ремонт, если не замена.

Возможна ли установка в Москве открытых писсуаров?

Такая попытка была примерно 3 года назад. Но  вызвала возмущения общественности и депутатов, посчитавших установку такого оборудования крайне неприличным. Вообще в России издавна к туалетной теме относятся с презрением, считают её постыдной даже для обсуждения.

В условиях зимы такие писсуары наверное невозможно эксплуатировать?

Возможно. К примеру, это не мешает в точно таких же погодных условиях их эксплуатировать в Канаде.

Какие сейчас тренды в туалетостроении, какие туалеты в основном устанавливаются — стационарные, подземные, модульные?

Устанавливаются разные варианты. Всё зависит от мест установки, наличия коммуникаций. Если, к примеру, нужно установить туалет на узкой улице с небольшими тротуарами, модуль там не поместится. Придется подыскать там место в каком-либо из зданий (подвал, первый этаж) для оборудования стационарного туалета.

Особого внимания требует ситуация в парках.  Там помимо стационарных туалетов требуется установка модульных, а также туалетов, не требующих для обслуживания ассенизационные машины.

К сожалению в Москве со времён Лужкова запрещены к эксплуатации компостные туалеты. Но именно такие туалеты эффективно устанавливать в парках, в местах, где нет возможности обслуживать ассенизационной техникой автономные  модульные туалеты.

А пока что в Москве в прогулочных зонах парков можно пройти не один километр и не найти ни одного туалета. Отсутствие туалетов создает проблемы пожилым людям, инвалидам, другим категориям маломобильных граждан.

Владимир, а возможно ли устанавливать в Москве самоочищающиеся автоматические туалеты, подобные французским?

Здесь нужно исходить с позиции целесообразности. Допустим в бюджете действительно заложили 2 млрд. рублей на туалеты. Тогда возможны варианты.

Первый вариант. В Москве 227 стационарных туалетов, в которых устаревшее оборудование,  услуги остались на уровне середины прошлого века.  В рамках этого бюджета возможно полностью переоборудовать эти туалеты на современном уровне.

Второй вариант – установить в городе дополнительно 600 — 800 новых модульных туалетов, в первую очередь в зонах города, где их явно не хватает. Только предусмотреть для них улучшенный дизайн, те, что сегодня эксплуатируются, смотрятся неприглядно.

Третий вариант – закупить и установить в Москве 20-30 автоматических туалетов как во Франции (их стоимость очень высокая).  Как видите, последний вариант туалетных проблем никак не решит, так что первый и второй вариант будут для города полезнее.

error: Копирование запрещено