На днях мы решили оценить качество туалетных услуг в стационарных туалетах, для чего выбрали три объекта в исторических зонах Москвы.
Удивительно, но наше путешествие по туалетам оказалось гораздо интереснее, чем ожидалось. Мы увидели не просто коммунальные объекты, а три архитектурных периода Москвы, в той или иной мере отраженные в экстерьере каждого из туалетов.
Первый туалет на Девичьем поле (ул. Плющиха) – единственная сохранившаяся с царских времён ретирада, не так давно отреставрированная и оборудованная современными санитарными приборами. Как и многие коммунальные объекты Москвы начала 20 века это здание было построено в псевдо-романском стиле, по проекту архитектора Максима Карловича Геппенера.
Второй туалет — в Лужнецком проезде, у Новодевичьего монастыря, был построен в 1940 году. Во входной группе туалета видны некоторые черты сталинского ампира: симметричные изогнутые входные вестибюли, фонари на столбах-колоннах, длинные витые закругленные лестницы, просторные туалетные помещения круглой формы с высокими потолками.
Третий туалет — на территории усадьбы Трубецких – образец советского модернизма эпохи Л.И Брежнева 1970-х годов, отличающегося минимализмом и функциональностью. Простое бетонное прямоугольное здание с большими помещениями и удобно расположенными санитарными приборами. Минимализм, никаких излишеств — как и положено простому и одновременно удобному общественному туалету.
А теперь об итогах нашего путешествия – качестве туалетных услуг.
Все туалеты на поверку оказались чистыми, с исправной сантехникой и вежливым, хорошо выполняющими регламент работы персоналом. Во всех туалетах есть просторные кабины для МГН, оборудованные в соответствии с действующими нормативами. Последние проверки показали, что в части стационарных туалетов Москвы ГБУ «Доринвест», отвечающий за их эксплуатацию, ожидания посетителей вполне оправдывает.
Однако есть и традиционные проблемы. Из трех туалетов доступ инвалидов-колясочников возможен только в два. В третий (подземный) по длинным крутым лестницам и здоровому человеку нелегко спуститься.
Как видно, при строительстве подземных туалетов в 20 веке о проблемах инвалидов не очень задумывались. Возможным решением может стать строительство лифта или более простой вариант — установка у каждого такого объекта наземного туалетного модуля с кабиной для МГН. Будем надеяться, что проблема рано ли поздно будет решаться.
P.S.
Историческая тема о туалетной и в целом коммунальной архитектуре, на наш взгляд, заслуживает дальнейшего обсуждения. В следующей статье мы расскажем о выдающемся российском архитекторе Максиме Карловиче Геппенер, внёсшем в конце 19-го — начале 20-го века большой вклад в проектирование и строительство коммунальных объектов в Москве.