Общественные туалеты, Москва, 2016 год.
По туалетной культуре оценивается культура страны. В России и в частности в Москве ситуация с туалетами не меняется к лучшему. И информация от китайского агентства «Синьхуа», сравнившего не так давно самые плохие китайские туалеты с российскими — повод рассмотреть наконец эту проблему серьезно, изменить кардинально подход к построению в Москве современной туалетной инфраструктуры.
Оценка ситуации.
На наш взгляд одной из основных причин плохих туалетов в Москве и в России являются устаревшие нормативы. Они застыли на уровне 1950 — 1970-х годов. Все последующие нормативы — по сути перелицованные старые СанПины и СНИПы. Отсюда и застой в развитии туалетной инфраструктуры, туалетного рынка. Достаточно зайти в общественные туалеты Москвы, чтобы понять, что и там все застыло на уровне 50-летней давности.
Нужно понимать, что туалеты сегодня мало просто ремонтировать, их нужно переоборудовать на современном уровне.
К сожалению на федеральном уровне со стороны руководства страны туалетами по сути никто не занимается. Начиная с 1990 годов проводилось всего одно совещание в 2012 году в Кремле, посвященное школьным туалетам (одной из самых больных проблем, которую даже в СМИ боятся освещать).
Следствием неудачных нормативной базы и явной нехватки специалистов в данной области стала череда неудач:
Москва 2012-2013 год — попытка создания новой туалетной инфраструктуры на базе модульных (так называемых «золотых») туалетов. Постановлением № 526-ПП утверждена отраслевая схема размещения общественных туалетов в городе Москве, постановлением № 636-ПП — порядок установки на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства ( в т.ч. данных модулей), на аукционе в январе 2013 года были определены инвесторы, которые должны были изготовить и установить модули.
Удачной в данном проекте была попытка нащупать болевые точки города — места в столице, где туалетов явно не хватает. Неудачной попыткой — практически полностью взвалить решение проблем построения современной туалетной инфраструктуры на частных инвесторов.Результат — на 1 сентября 2013 года было запланировано установить более 1200 модулей, по состоянию на 23 июня 2016 года функционирует 180 шт. Отчасти данные постановления подстегнули волну нелегальных туалетных точек и коррупции на уровне управ.
Москва, сентябрь 2015 год — попытка создания сети туалетов в метро. Оборудован один туалет на станции Проспект Мира, просуществовал меньше месяца.
Неудача. Не было удачного технологического решения для установки туалетов на станциях. И вообще большой вопрос, нужны ли такие дорогостоящие и непродуманные проекты, не проще ли установить туалеты в вестибюлях метро?
Строятся новые торговые центры, бизнес-центры, однако проблему туалетов и там решают как придется. Наглядный пример: ТЦ Принц на Теплом Стане, где при общей площади 115 000 кв.м туалет оборудован на самом верхнем этаже в углу. Нет единых и ясных нормативов, где было бы прописано — как оборудовать туалеты на подобных современных объектах массового посещения.
Школьные туалеты. Эту тему хорошо озаглавить тезисом: «Плохой туалет — больные дети.»
В ДОУ, школах туалеты построены по лекалам прошлого века. Кабины могут быть без дверей и туалетной бумаги, унитазы без сидений, раковины без мыла и полотенец. В детских поликлиниках подобная ситуация — попробуйте в детской муниципальной поликлинике найти хотя бы один детский унитах, раковину или писсуар.
Наши предложения:
Необходимо определить главные критерии оценки туалетов, мы считаем тут основными: доступность, современность, безопасность, чистота.
Опираясь на эти направления необходимо подготовить современную нормативную базу, Москва здесь может стать примером и образцом для других регионов России. Столица должна соответствовать мировому уровню и в этом вопросе.
В нормативах необходимо ясно и понятно прописать, как строить, оборудовать и эксплуатировать туалеты для городских улиц, в парках, в торговых и бизнес-центрах, детских и образовательных учреждениях и т.д. Что такое современный туалет и как этому понятию соответствовать.
Проблемы города должен решать муниципалитет, а не частный инвестор. Именно власть города должна определять стратегию развития туалетной инфраструктуры, давать грамотные технические задания, уточнять и считать, какие средства возможно на это выделить, привлекать подрядчиков, следить за качеством работ, услуг, решать глобально вопросы санитарии, экологии, защиты туалетов как городского имущества.
Необходима дифференциация туалетов по качеству. Тут набор услуг, экстерьер, интерьер, качество и современность оборудования. Неплохо по примеру Китая или Англии внедрить показатели звездности туалетов, по аналогии с гостиницами. И если владелец туалета не может обеспечить соответствия туалетов определенным показателям качества, он не может требовать и большую плату за вход.
Туалеты в городе сложно найти, нет ясного регламента как оформлять и где размещать указатели.
Остро необходима социальная направленность туалетной инфраструктуры: каждая вторая установленная в Москве кабина МГН (для инвалидов) оборудована с нарушениями СНИП 35-01-2001. В стационарных общественных туалетах не насчитаешь и 10 инвалидных кабин. А специализированных кабин для мам с грудными и малолетними детьми вообще единицы.
О современных технологиях.
Энергосбережение.
Простой пример. В образовательных учреждениях Москвы (ДОУ, школах, университетах) ежемесячные потери питьевой воды составляют около 1,7 млн.куб м. Внедрение современных технологий в сантехнике поможет сэкономить только за счет данных учреждений объем воды, сопоставимый с годовым запасом Клязьменского водохранилища (более 21 млн.куб.м. воды в год).
Экологические технологии в зонах рекреации (сухие туалеты, компостные).
Данные технологии остро необходимы в рекреационных зонах: парки, лесопарки, сады. Там, где невозможно эксплуатировать обычные модули с ватерклозетами, в местах, где нет дорог для подъезда ассенизационной техники. Пример. Ботанический сад — общая площадь 330 га, на территории прогулочные дорожки длиной более 15 км, а туалеты размещены только у входов в сад. Битцевский парк: общая площадь 2200 га с учётом сопредельного Битцевского леса, на территории прогулочные дорожки длиной более 30 км. У входа и на территории всего 4 туалетные кабины МТК.